Исследовательская работа "влияние гаджетов на здоровье человека". Влияние гаджетов на развитие детей: отстающая речь и аутические расстройства Пагубное влияние гаджетов
Достаточно сложно представить современную семью без различных гаджетов: смартфонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов. Эти и другие электронные и цифровые устройства прочно обосновались в нашей жизни. Неудивительно, что нынешние малыши начинают ими интересоваться с самого юного возраста. Однако многих родителей волнует вопрос: безопасно ли подобное увлечение?
С одной стороны, не очень предусмотрительн о совсем ограничивать знакомство ребенка с компьютерами и прочими электронными устройствами, поскольку они способствуют интеллектуальном у развитию детей.
С другой же – современные технологии зачастую отнимают у крохи много времени, которое он мог бы истратить на более полезные занятия: подвижные игры, чтение книг, обычную возню с приятелями.
Давайте узнаем, в чем заключается польза и вред гаджетов для здоровья и развития ребенка.
Влияние гаджетов на детей: плюсы применения
Компьютеры и интернет-техноло гии постепенно входят в жизнь даже самых маленьких детей. Задача родителей – научить малыша пользоваться с умом всеми этими благами цивилизации. Тем более что они могут быть полезны.
1. Помощник в развитии
Гаджеты могут стать таким же развивающим инструментом, как более традиционные игрушки: пирамидки, машинки, куклы, кубики и прочие детские атрибуты. Кроха, хаотично нажимающий на кнопки и клавиши, незаметно развивает моторику пальцев и непроизвольно запоминает определенные цифры и буквы.
Слушая мелодии и рассматривая картинки на мониторе, малыш совершенствует слуховое и зрительное восприятие.
2. Способ занять ребенка
Благодаря ноутбукам, смартфонам и планшетам родители теперь знают, чем занять маленького непоседу в длинной очереди в больнице, во время автомобильной поездки или стоянии в пробке.
Не нужно брать с собой целый ворох игрушек, достаточно просто включить ребенку интересный мультик или поставить игру.
В этом случае он не будет вас тормошить из-за скуки и интересно проведет время.
3. Библиотека в кармане
Современные электронные «читалки» способны заменить целое книгохранилище, так что школьнику не придется носить объемные тома из библиотеки и обратно. Вам нужно будет только скачать интересующие книги из Интернета.
К тому же, вы приучите ребенка к мысли, что всемирная сеть не только источник развлечения, но и сосредоточение полезной информации.
4. Незаменимый помощник для учебы
Среди вороха различных компьютерных игр можно найти действительно полезную продукцию, способствующую развитию познавательных процессов и получению новых умений и навыков.
Некоторые приложения учат малышей грамоте, математике, рисованию, развивают внимание, память и логическое мышление. Познавательные мультфильмы помогут в ненавязчивой форме передать ребенку новые знания об окружающем мире.
Влияние гаджетов на детей: минусы использования
Технический прогресс значительно снизил физические нагрузки на людей, вот почему проблема гиподинамии и ее последствий стала актуальна, как никогда прежде.
Особенно опасно длительное сидение за гаджетами для детского здоровья.
1. Негативное воздействие на физическое развитие и здоровье
Этот аспект влияния гаджетов на детей стоит рассмотреть подробнее.
Если ребенок излишне увлечен планшетом или ноутбуком, то может пострадать:
- зрение – если малыш проводит за монитором больше получаса в день, есть риск, что через шесть месяцев острота его зрения значительно снизится, ведь детские глаза испытывают огромную нагрузку;
- осанка – дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника и многочисленными трудностями с осанкой в будущем;
- головной мозг – от длительного нахождения в одной позе может нарушиться циркуляция крови в конечностях, внутренних органах, страдает, в том числе, и головной мозг, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти.
2. Неполное освоение информации
Да, гаджеты помогают детскому развитию, однако малышам в раннем возрасте необходимо задействовать все каналы восприятия. Ребенку важно потрогать, покрутить, осмотреть со всех сторон мячик, чтобы понять, что он круглый и может катиться.
Развивающие же мультфильмы не способны показать все многообразие мира, поэтому кроха не может полностью изучить тот или иной предмет.
3. Понижение творческой активности
Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками.
В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций. Даже самая «навороченная» программа с расширенным интерфейсом не угонится за детским воображением.
4. Уход в виртуальное пространство
Безусловно, не каждый ребенок заменяет реальный мир компьютерной игрой и общением в соцсетях. И все же некоторые дети впадают в серьезную зависимость от гаджетов, сосредотачивая все свои интересы на виртуальном мире.
Страдает не только общение с ровесниками, но и учеба, взаимоотношения с родителями.
Применяем гаджеты для детей с умом
Если вы хотите не допустить возникновения зависимости от компьютера у детей и снизить возможное отрицательное влияние электронных устройств, нужно правильно их использовать, придерживаясь нескольких важных правил.
- Несмотря на все плюсы гаджетов, помните, что планшеты или телефоны не являются предметами первой важности и необходимости для дошкольников и малышей раннего возраста. Полноценное развитие возможно и без всех этих «чудес техники», но если вы все-таки хотите порадовать свое чадо, то следуйте принципу – техника для ребенка должна соответствовать его возрасту.
- Детям до шести лет лучше приобретать детские планшеты, которые предназначены именно для этого возрастного периода. В этом случае вы будете уверены, что гаджет полезен для ребенка, да и контролировать увлеченного кроху вам станет намного проще. Не покупайте маленьким деткам планшеты «на вырост» и дорогущие телефоны лишь ради того, чтобы ваше чадо было «круче» всех.
- Зависимость от гаджетов может развиться, если родители начнут подменять реальное взаимодействие с малышом различными электронными устройствами. Не используйте компьютер, чтобы увлечь ребенка, пока вы готовите обед или занимаетесь уборкой. Лучший выход – привлекать детей в этот процесс.
- Нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных возрастных норм. Так, детям до трех лет не следует сидеть за ноутбуком больше часа в день, а каждые 20 минут необходимо устраивать физминутку, чтобы отдохнули глазки. Деткам постарше можно разрешить проводить больше времени за монитором, однако перерывы также обязательны.
- Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам. Информация, предназначенная для более взрослых детей, может перегрузить ребенка и даже привести к нервному срыву.
- Не следует выдавать малышам гаджеты перед засыпанием. От мельтешения ярких картинок на экране нервная система детей возбуждается, из-за чего они плохо спят, видят во сне кошмары или не могут заснуть вовсе.
Напоследок хочется сказать, что все же не стоит запрещать детям пользоваться современными достижениями техники. Мы живем в эру технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся малышам в будущем.
Чтобы избежать возможных проблем, следите за временем, которое ваше чадо проводит за планшетом или смартфоном.
И не забывайте, что реальное общение с ребенком нельзя подменить никакими, даже самыми дорогими и новомодными устройствами.
Д ети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им больно читать. Я стала разбираться с этой проблемой и вот что выяснила. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.
Первая проблема, которую будет решать уже специалист - это трудности удерживать статический объект глазами. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.
Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.
Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов - «бегающий» взгляд.
Третья проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.
Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов?
- Когда ребёнок поднимает глаза, т.е. «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что …
- Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак – «глаза бы мои это не видели» - и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!
- В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые.
- Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.
Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка? Очень просто! Да, это просто, главное знать, на что стоит обратить внимание, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать), что ребёнок уже находится в зависимости от гаджетов:
- Желание пользоваться гаджетом более 30 минут в день
- Резко портится настроение, когда заканчивается время, выделенное на пользование гаджетом
- Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет
- Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение взять гаджет
- После пользования гаджетом никак не может переключиться на новый вид деятельности, как бы застревает в прошлой деятельности
- После пользования гаджетом проявляет раздражительность, агрессивность в общении
Как понять, что детской психике причинен ущерб? Опять же очень просто! Да, это действительно просто, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать) уровень ущерба. Итак, первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка, подростка нанесён значительный ущерб.
Выше описанные дефекты уже требуют если не лечения, то длительной специализированной терапии и абсолютный запрет на использование гаджетов как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.
ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ.
- Для детей дошкольного возраста рекомендуется полный запрет на электронные гаджеты.
- Исследования показывают, что дети до 10 лет особенно восприимчивы к новым технологиям и практически становятся зависимыми от них.
- Исследователи настаивают, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами – дольше 2-х часов в сутки.
- Для 10-14-летних детей использование ПК допускается только для выполнения школьных заданий.
- Учёные утверждают, что только по достижении ребёнком 14 лет можно снимать ограничения на использование IT технологий.
- Обучение должно быть без IT, потому что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Для образовательного процесса лучше, если компьютеры используются как можно меньше, потому что технологии только отвлекают, когда нужны грамотность и проявить способность критически мыслить.
P.S . Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы взрослым. Дети, которые часы на пролёт увлечены своими гаджетами, не умеют ни первого, ни второго. Нас уже накрыла интеллектуальная катастрофа.
Татьяна Гогуадзе – Почётный Педагог России, учитель-дефектолог, специалист по дислексии и дислексикам.
Смартфоны и планшеты стали неотъемлемой частью жизни как взрослых, так и детей. 90 % детей пользуются ежедневно электронными гаджетами. Но помимо пользы они приносят и вред в любом возрасте.
Исследования о влиянии гаджетов на детей давно ведутся в странах Европы и в Америке, поэтому о их влиянии можно судить вполне обосновано. В нашей стране планшеты и смартфоны появились сравнительно недавно и, к сожалению, над этой проблемой мало кто задумывается.
Многие родители с самого раннего возраста дают своему ребёнку гаджеты, поэтому к 3-4 годам дети перестают играть в другие игрушки. Врачи же утверждают, что давать ребёнку играть в обучающие игры на планшете можно только с 7 лет.
Какое влияние оказывает использование девайса на ребёнка? 10 причин, почему не следует давать ребёнку гаджет:
1. Это вредит физическому здоровью
При длительном использовании планшета ухудшается зрение ребенка. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости. Это грозит последующим воспалением и инфицированием. Оттого, что ребенок длительное время находится в одной позе, склонив голову вниз, ухудшается осанка, может развиться искривление позвоночника (особенно страдает шейный отдел).
В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей: растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца. Возможно нарушение координации между сигналами головного мозга и движениями рук. Это может вызвать ожирение.
При длительном использовании планшета ребенок уменьшает свою двигательную активность. Часто, залипая в планшете, любит полакомиться чем-то вкусненьким. По данным исследований американских ученых, дети, которым разрешено выходить в Интернет из своей спальни, на 30% чаще имеют избыточный вес.
2. Это влияет на отношения между ребенком и родителями
Ученые утверждают, что в период от рождения до двух лет мозг ребенка должен увеличиться в три раза. Новые нейроны образуются быстрее, если ребенок постоянно общается с родителями, слышит их голос. Благодаря этому в головном мозге устанавливаются связи, которые в будущем помогают налаживать эмоциональные контакты с другими людьми. Когда родители дают в руки ребенка планшет, высвобождая время для других дел, неизбежно сокращается время, проведенное вместе с малышом, страдает общение между ними.
Дети, которые часами сидят за гаджетами, имеют проблемы с формированием нервных связей в головном мозге. Это плохо влияет на их умении концентрироваться на другом человеке, снижает самооценку. Поэтому они могут испытывать трудности в установлении личных отношений во взрослой жизни.
3. Это может вызвать зависимость
Профессор психиатрии Гэри Смолл называет замечательное свойство технологий: они постоянно дают возможность делать и получать что-то новое в виртуальном мире. От этого очень трудно отказаться, особенно детям. Ведь это так здорово - получить результат, которого ты захочешь, одним нажатием пальца на дисплей.
Малыши моментально привыкают к этому. В отличие от взрослых, они не умеют сдерживать свои импульсы и контролировать желания. Захотел – получил. Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической.
4. Это учащает детские истерики
Планшет очень быстро превращается в любимую игрушку ребенка, с которой он не желает расставаться. Когда же вы забираете ее у него, неизбежны взрывы истерики и негодования. Малыш не может смириться с этим, и всячески демонстрирует свою ярость. Поэтому подумайте хорошо, давая в руки ребенка гаджет: стоит ли временная передышка последующих за ней истерик?
Доктор Дженни Рэдески подчеркивает, что девайсы – не лучший способ успокоить и отвлечь ребенка, ведь они не предоставляют ему возможности сформировать внутренние механизмы саморегуляции.
5. Это ухудшает сон
Игры на планшете и смартфоне перед сном возбуждают нервную систему малыша, приводя к трудностям засыпания, к беспокойному сну ночью. Свет, излучаемый экраном, подавляет выработку гормона мелатонин, предупреждает невролог Энн МариЧан. Это приводит к смещению циркадных ритмов человека, сбивает цикл сна и бодрствования. Не разрешайте ребенку игры на планшете вечером, и особенно – перед сном. Замените их спокойными совместными играми, чтением книг.
6.Это вызывает трудности в учебе
Исследования подтверждают, что дети, чрезмерно увлекающиеся девайсами, хуже учатся. У них ухудшается внимание, они не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются. Могут возникать проблемы с памятью, воображением, фантазией. Страдает свободный мыслительный процесс, который подменяется готовыми ответами виртуальной реальности. Ребенок не испытывает необходимости самому осмысливать события реальной жизни. От этого страдает скорость развития сенсомоторных и визуально-двигательных навыков, без которых невозможно обучение.
Наконец, просто пропадает желание учиться, самому добывать знания. Снижается мотивация обучения.
7. Это не развивает умение общаться
При активном использовании смартфонов и планшетов живое общение вытесняется виртуальным, особенно среди подростков. При общении он-лайн не видишь лица человека, его мимики, жестов, поз, которые многое способны сказать об эмоциях. Это не дает возможности развивать социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия с людьми.
Виртуальное общение лишает ребенка возможности увидеть реакцию другого человека, а значит – не дает возможности задуматься о последствиях своих слов и действий.
8. Это может вызвать психические отклонения
Психологи остерегают, что большое количество времени, проведенное ребенком у планшета или смартфона, способствует психическим расстройствам. У детей могут возникнуть депрессии, неврозы, повышенная тревожность, отсутствие привязанности к родителям. Легкодоступная информация в Интернете, не соответствующая возрасту ребенка, может привести к психозу, нарушениям в поведении, раннему половому влечению.
9. Это увеличивает детскую агрессивность
Современный мир агрессивен и жесток. Дети, которые не ограничены в пользовании гаджетами, становятся еще более агрессивными. Ведь компьютерные герои не чувствуют боли и страданий, им не надо сопереживать и сочувствовать. Огромное количество игр провоцирует детскую жестокость, уменьшают чувствительность к насилию. Когда на экране кровь течет рекой, начинает казаться, что это нормально.
Такое отношение многие дети переносят в реальную жизнь. Они начинают издеваться над сверстниками, избивать более слабых. На сегодняшний день есть немало случаев, когда подростки берут в руки оружие и расстреливают людей.
10. Это приводит к социальной тревожности
Чрезмерное увлечение компьютерными устройствами не дает возможность развивать умение общаться, повышать навыки коммуникации. Это приводит к тому, что дети начинают испытывать тревожность в ситуациях, требующих живого общения. Они не знают, с чего начать разговор, как поддержать беседу, вести себя в обществе других людей. Часто это вызывает страх, неуверенность в себе, нервозность.
Подростки начинают избегать таких ситуаций, еще более погружаясь в виртуальный мир, где не надо общаться с живым человеком. Получается замкнутый круг.
Так стоит ли давать ребенку планшет или смартфон? Решать, конечно же, родителям. Несомненны и плюсы таких устройств. Они могут помогать в обучении, развивать определенные навыки, обогащать знания ребенка. Но взрослым нужно пользоваться такими помощниками очень осторожно. Потому что очень быстро из доброго друга планшет может стать их злейшим врагом.
Елена Фароян
Влияние гаджетов на социализацию детей дошкольного возраста
Влияние гаджетов на социализацию детей
дошкольного возраста
«О’кей, Гугл, энгрибердс игра!» – громко говорит пятилетний мальчик в свой
планшет. Глядя на эту картину, так и хочется сказать : «До чего дошел прогресс!» .
Гаджеты (планшеты, игровые приставки, мобильные телефоны) теперь можно увидеть в руках не только у взрослых, но и у малышей. С одной стороны, родители этому
радуются : «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!» , с другой –беспокоятся : «Это же вред здоровью, компьютерная зависимость?»
Попробуем разобраться, как в данной ситуации сохранить здоровье ребенка и в то же время не обделить его чем-то важным, не препятствовать его развитию.
Отрицательное
Детско - родительские отношения
Многие родители специально дают своим детям гаджеты . Цели могут быть
разными : для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку сформировав аутичные черты в его поведении. В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а
затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д. Б. Эльконину проходит следующий путь : ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу» , как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психо - социальную структуру . Для компьютерной игры характерны :
преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;
многократный повтор действия для достижения результата;
малоосмысленное продвижение по уровням сложности;
попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.
Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу –включу, захочу–выключу» , примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей. Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется : постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета » или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
Развитие речи
Исследователями Казанской государственной медицинской академии М. В. Белоусовой, А. М. Карповым, М. А. Уткузовой было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста , с целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей диагностированы проявления общего недоразвития речи в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В семьях таких детей наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами, планшетами, продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними. Авторы исследования отмечают : «Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей . Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей , семей и общества».
Положительное влияние гаджетов на развитие ребенка
Многие современные дошкольные образовательные организации
оснащены планшетами и компьютерами. Заходя в кабинет специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда, они, несмотря на разнообразие игрушек, в первую очередь замечают именно компьютер, просят включить его, нажимают на клавиши. Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, вследствие чего повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз.
Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных
программ для дошкольников . Это не «ходилки» и «стрелялки» , а игры, которые помогают специалистам (учителям - логопедам, тифлопедагогам, учителям - дефектологам и педагогам -психологам) развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам , по развитию творческих способностей детей . Например, очень популярны программы обучения компьютерной графике, в которых ребенок становится мультипликатором и создает собственный мультфильм. Во многих детских садах широко используются
компьютерные программы, предназначенные для выработки навыков управления психоэмоциональным состоянием по методу биологической обратной связи (БОС) . Такое «общение» с компьютером очень полезно детям с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, с эмоционально-волевыми нарушениями (агрессия, страхи, тревожность, с повышенной эмоциональной утомляемостью и многим другим.
Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит. Компьютерная игра является элементом занятия, а не просто развлечением. Через 15 мин после начала занятия (либо игры) за компьютером с детьми необходимо провести
специальную гимнастику для снятия зрительного напряжения, а в конце занятия (игры) –физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения. Длительность занятия за компьютером определяется санитарными нормами : 25 мин – для детей 5–6 лет , 30 мин – для детей 6–7 лет . Как показывают результаты диагностики, только такие, регламентированные определенными правилами, занятия приносят пользу.
Как определить степень зависимости ребенка от
Компьютера
Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень
зависимости от компьютера у их ребенка.
Для этого они должны обратиться к ребенку с просьбой, например, так : «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки» . Обращаться с просьбой нужно именно в тот момент, когда ребенок сидит за компьютером (или с гаджетом в руках ) и играет. Варианты реакции ребенка :
A. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, в процессе может увлечься, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере–такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера в момент тестирования.
Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу,
демонстрирует недовольство, огрызается –такая реакция может быть при 1-й
степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция.
B. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает –такое поведение свойственно зависимости 2–3-й степени.
В случае если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то
промежуток времени, например, на следующий день, обратиться к нему с развернутой, аргументированной просьбой, например : «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости оказания квалифицированной помощи.
Анкета «Гаджеты в моей жизни»
1. Подключена ли в Вашем доме сеть wi – fi ?
А-да Б-нет
2. По дороге на учебу или с учебы Вы:
А - слушаете музыку: Б - играете или смотрите фильм
в - читаете электронную книгу
3.Сколько времени в день Вы пользуетесь гаджетом:
А - от 30 минут до 1 часа Б - от 2 – до 4 часов
В - 4 -6 часов
Г - пользуетесь постоянно
4. Были ли у Вас жалобы на ухудшение здоровья:
А - жалоб нет, чувствую себя хорошо
Б - ухудшения зрения, слуха
В - головные боли, головокружения:
Г - постоянную слабость, рассеянное
5. Слышали ли Вы о вреде гаджетов: А - Да Б – Нет
6.Как Вам легче общаться:
А - В живую
7. По дороге на учебу Вы обнаружили, что забыли гаджет дома, Ваши действия:
А - не вернетесь домой, так как ни чего страшного не произошло
Б - вернетесь домой, так как нечем будет заняться весь день
В - домой не вернетесь, но весь день будите чувствовать не комфортно –
Г - вернетесь, потому что могут позвонить родители
8. Сколько часов в сутки Вы спите:
А - 8 и более часов
Б - 6 -7 часов
В - 4 -5 часов
Г - часто мучает бессонница
9. Ваши родители ругают Вас, что Вы много времени проводите с гаджетом:
А - да Б - нет
В - родители не обращают на это внимание
10. На вопрос: Преподаватели часто делают Вам замечание, что бы Вы убрали телефон во время урока: А – да Б – нет
В - преподаватели не замечают –
Г - телефон во время урока отключаю
11. В ситуации, когда компьютер работает медленно ВЫ:
А - спокойно пытаетесь найти причину
Б - чувствуете сильное раздражение
В - бьете по системному блоку
Г - ни чего не делаю
12. При устных ответах у доски или перед группой людей, ВЫ:
А - чувствуете себя уверенно
Б - чувствуете себя некомфортно, сильно волнуюсь
муниципального бюджетного образовательного учреждения «Побединская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области
Влияние гаджетов на здоровье человека
Исследовательская работа ученика 8 класса Игринева Алексея
Руководитель Ткаченко В.П. – учитель географии и химии
2016 – 2017 учебный год.
Содержание.
1.Актуальность темы
2.Цели и задачи работы
3.Теоретическая проработка темы исследования
4.Обоснованность применения методики
5.Полнота и достоверность собранного материала
6.Наглядность результатов
7. Научное, практическое, образовательное значение исследовательской работы
8.Обоснованность и значимость выводов
9.Анализ и обсуждение результатов
10.Используемая литература
Объект – ученики школы.
Изучаемое свойство – реакция гаджетов на растущий организм ребенка. Актуальность:
За последние два десятилетия гаджеты стали неотъемлемым атрибутом в жизни современного школьника. Различные устройства – компъюторы, планшеты, телефоны и смартфоны помогают человеку в повседневной жизни. Надо быстро найти нужную информацию или срочно передать текстовое сообщение далеко за пределы места жительства. Но не переоценивают ли люди полезность гаджетов, уделяя им очень много времени? Мы решили, что будет интересно узнать, зависимы ли школьники и взрослые от своих гаджетов и как они влияют на их здоровье.
Цель.
Выявление влияния электронной техники на здоровье людей, мозг и психику ребенка – школьника.
Задачи.
Провести исследования, узнать у какого количества людей есть тенденция к зависимости или уже наблюдается зависимость от гаджетов. Донести до детей и их родителей, как гаджеты могут повлиять на здоровье человека. Рекомендовать правила пользования электронной техникой, чтобы не быть зависимыми от них. Узнать насколько сильное влияние имеют гаджеты на детей в современном мире разнообразных технологий.
Гипотеза.
Сейчас без электронной техники прожить не возможно. Не только дети, но и люди старшего возраста обучаются правилам работы с гаджетами. Интернет, чаты, смартфоны… Эти понятия стали неотъемлемой частью современной жизни каждого человека. Но вместе с этим появилась новая болезнь: игромания, интернет – зависимость. Увеличилось число детей, больных типично компьютерными болезнями. Но все же в большинстве своем гаджеты приносят пользу и очень помогают. Мы хотим показать положительные и отрицательные стороны использования гаджетов.
Методика: анкетирование
Теоретическая проработка темы исследования.
Учащимся нашей школы 3 11 класса была предложена анкета, вопросы которой позволили узнать у какого количества ребят есть или уже наблюдается зависимость от гаджетов.
Общее количество опрошенных учащихся – 71 школьник – 63%.
Юноши: 37 человек, их них: 15 – 16 лет – 6 человек. 14 -13 лет – 8 человек. 12 - 11 лет - 12 человек. 10 – 9 – 13 человек. Девушки 34 человека, из них: 15 – 16 лет – 7 человек. 14 – 13лет – 8 человек. 12 - 11 – 11 человек. 10 – 9 – 8 человек.
Обработка данных анкеты
1. На вопрос - подключена ли в Вашем доме сеть wi – fi ?
А-да ответили 50 человек
Б –нет ответили 21 человек
2. На вопрос - по дороге на учебу или с учебы Вы:
А - слушаете музыку, ответили 28 человек 39%
Б - играете или смотрите фильм – 5 человек 7%
В - читаете электронную книгу – 3 человека 4%
Г – ничего не делаю – 35 человек 50%.
При ответах на данный вопрос, мы не увидели позитивной пользы от использования гаджетов, за исключением 3% процентов от общего количества опрошенных, которые читали электронную книгу и 50% шли в школу, просыпаясь.
3. На вопрос - сколько времени в день Вы пользуетесь гаджетом:
А - от 30 минут до 1 часа – 28 человек, 52%.
Б - от 2 – до 4 часов - 20 человек, 28%.
В - 4 -6 часов 8 человек - 11%.
Г - пользуетесь постоянно 13человек, 18%.
В ответах на данный вопрос, есть прямое доказательство злоупотребления гаджетами, так как учеными доказано, что пользоваться гаджетами в течении суток: в 2-3 года можно не более 15-20 минут в день; в 4-5 лет – не более 20-25 минут; в 6-8 лет – не более часа; в 9-16 лет – не более 2-3 часов. А у нас 70 процентов от общего количества опрошенных уже превышают данное среднестатистическое время.
4. На вопрос - были ли у Вас жалобы на ухудшение здоровья:
А - жалоб нет, чувствую себя хорошо – 58 человек,82%.
Б - ухудшения зрения, слуха – 11 человек, 15%
В - головные боли, головокружения – 3 человека, 3%.
Г - постоянную слабость, рассеянное - 1 человек, 1%.
На данный вопрос вызывают обеспокоенность относительно небольшого количества людей 19%, жалующихся на: ухудшения зрения, слуха, головные боли, головокружения, постоянную слабость, рассеянное внимание.
5. Слышали ли Вы о вреде гаджетов :
А - Да – 9 человек, 13%.
Б – Нет – 62 человека, 87%.
В ответах на данный вопрос, радует тот факт, что 9 процентов знают о вредном воздействии на организм человека гаджетов, но при этом злоупотребляют по времени, используя гаджеты, и настораживает, что 87% не слышали о вреде электронной техники.
6. На вопрос - как Вам легче общаться:
А – в живую – 55 человек, 77%.
Радует, что школьники любят общаться вживую. Очень небольшой - 33 процента, от общего количества опрошенных, дают ответ на общение в социальных сетях. Это не может не вызвать тревоги, так как общение в социальных сетях не дает понимания душевного и эмоционального состояния человека. Предложения, написанные в СМС, по электронной почте являются бездушным общением.
7 . По дороге на учебу Вы обнаружили, что забыли гаджет дома, Ваши действия:
А - не вернетесь домой, так как ни чего страшного не произошло – 31 человек,44%.
Б - вернетесь домой, так как нечем будет заняться весь день – 7 человек, 10%.
В - домой не вернетесь, но весь день будите чувствовать себя не комфортно –8 человек. 11%.
Г - вернетесь, потому что могут позвонить родители – 26 человек, 37%
В ответах на данный вопрос, вызывает беспокойство, тот факт, что 31 процент « вернутся домой, так как нечем будет заняться весь день», на лицо зависимость от гаджета, подтверждение того, что гаджет является чем то, что может заменить «Время», а это, очень печально. С другой стороны радует, хоть и не большой(8 процентов от общего количества опрошенных), процент людей которые беспокоятся о своих близких. 2
8. Сколько часов в сутки Вы спите:
А - 8 и более часов – 25 человек, 35%.
Б - 6 -7 часов – 24 человека, 34%.
В - 4 -5 часов – 10 человек, 14%.
Г - часто мучает бессонница – 12 человек, 17%.
Из ответов на данный вопрос, можно сделать вывод, что менее половины опрошенных уделяют достаточное время для полноценного сна, а ведь все знают что, сон является не отьемлемой частью, полноценной жизни человека. 17% опрошенных мучает бессонница, что настораживает. Это дети – 9 – 12 лет, которые долгое время используют гаджеты ежедневно. Родителям необходимо сделать правильные выводы.
9. На вопрос: Ваши родители ругают Вас, что Вы много времени проводите с гаджетом:
А - да – 42 человека, 59%.
Б - нет – 9 человек. 13%.
В - родители не обращают на это внимание – 20 человек, 28%.
Настораживает тот, факт что, 28% процентов родителей не обращают внимание на увлечение детей гаджетами или не хотят на это обращать внимание, в силу различных обстоятельств. Хотя вероятно знают о злоупотреблении по времени использования гаджетов детьми. Есть поговорка: «Чем бы, дитя не тешилось, лишь бы, не плакало», но за этим «Не плакало» возможно, скрывается начальная стадия - «Зависимости» от гаджетов.
10. На вопрос: Преподаватели часто делают Вам замечание, что бы Вы убрали телефон во время урока:
А – да – 18 человек, 25%.
Б – нет – 19 человек, 27%.
В - преподаватели не замечают – 10 человек, 14%.
Г - телефон во время урока отключаю – 24 человека, 34%.
Ответы на данный вопрос, еще раз доказывают, то, что преподаватели не всегда реагируют на использование учащимися во время урока гаджетов, хотя есть и сознательные учащиеся, которые сами выключают гаджеты на время урока, что не может не радовать.
11. В ситуации, когда компьютер работает медленно ВЫ:
А - спокойно пытаетесь найти причину – 38 человек, 54%.
Б - чувствуете сильное раздражение – 10 человек, 14%.
В - бьете по системному блоку – 9 человек, 13%.
Г - ни чего не делаю – 14 человек, 21%.
Проанализировав ответы на данный вопрос, были сделаны неутешительные выводы, почти половина опрошенных, а это 14 процентов, чувствуют сильное раздражение, а некоторые не контролируют практические свое состояние – 13%, налицо факт сильнейшей зависимости от гаджетов, как будто человек теряет, что-то неотъемлемое своей жизни. Обнадеживает, что 65% ведут себя спокойно.
12. При устных ответах у доски или перед группой людей, ВЫ:
А - чувствуете себя уверенно – 33 человека, 46%.
Б - чувствуете себя некомфортно, сильно волнуюсь – 38 человек, 54%.
И наверно главным доказательством того, что, гаджеты не только приносят пользу, но и значительный вред человеку, это видно из ответов на последний вопрос. 33 процента опрошенных пишут, что они не уверенно чувствуют себя при общении вживую в аудитории или перед группой людей, а это значит, что у человека не развито чувство уверенности в силу тех обстоятельств, что общение в социальных сетях не развивает у человека элементарных навыков общения вживую. 54% школьников при ответах чувствуют себя не уверенно. У 17% опрошенных – бессонница, у 14% сон составляет 4-5 часов, что не правильно. Накапливается усталость и снижение успеваемости в школе. 27% имеют раздражение и зависимость от гаджетов. Все это должно обеспокоить родителей, т. к. больше времени школьники проводят дома вместе с любимой игрушкой.
Обоснованность применения методики.
Вопросы анкеты позволяют представить полную картину влияния гаджетов на школьника. Ответы не подписываются: только имя и возраст. Подчерк всех учеников не возможно узнать. Ребята пишут правду, они очень откровенны в своих ответах.
Научное, практическое, образовательное значение исследовательской работы
Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн - просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. Своим исследованием мы хотим еще раз, привлечь внимание всех: родителей, студентов, учащихся и младших школьников к проблеме, которую нельзя оставлять без внимания, иначе мы можем превратиться в гаджето - зомбированных людей.
Анализ и обсуждение результатов было после каждого вопроса.
Исходя из вышеизложенного, чтобы обезопасить ребенка от пагубного воздействия гаджетов, следует учесть следующие рекомендации: Рекомендации для родителей:
1. Родительский контроль : Установите на гаджет функцию, ограничивающую посещение «недетских» ресурсов, а также программу контроля времени игры. Конечно, необходимо обсудить с ребенком правила сетевой безопасности. При покупке телефона выбирайте модель с наименьшей мощностью излучения. Обращайте внимание на величину SAR.(от 0,28 до 1,5 Вт/кг.)
2. Личный пример : Раз в неделю объявляйте «информационную диету» для всей семьи. Попробуйте поиграть в настольные игры, устройте пикник или, например, пригласите друзей ребенка. А лучше всего устройте поездку за город. Это не только избавит Вашего ребенка от воздействия гаджетов, но и поможет снять стресс, да и просто отдохнуть от шума города.
3. Здоровый сон : Старайтесь, что бы Ваш ребенок ложился и просыпался в одно и то же время каждый день. Идеальная продолжительность сна - 8 часов. Полноценный сон способствует физическому и душевному здоровью. А на ночь стоит отключать в квартире интернет, поскольку многие дети допоздна сидят в Сети, а по утрам встают в школу вялыми и уставшими.
4. Другие интересы : (Спорт и тд.) Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно занятий помимо игр на компьютере. Если же у Вашего ребенка с этим проблемы, то сядьте с ним и обсудите его интересы. Может ребенок, хочет заняться каким либо хобби. Как только Вы выясните интересы Вашего ребенка, запишите его на любимые кружки, спортивные секции и т.д. Если же ребенок молчалив касаемо своих интересов, то можно купить интересные книги или завести в доме домашнего питомца. Периодически заставляйте ребенка выключать гаджет и отправляйте его гулять.
5. Игры по расписанию . Личный компьютер школьника не должен находится в свободном доступе. Составьте расписание дня для ребенка. Что он должен делать, как придет со школы, время отдыха, прогулок, ужин, а так же назначьте ребенку не более 1-2 часов игры за компьютером. После того как Ваше расписание 29 войдет в привычку ребенка, Вы сможете с легкостью заниматься своими делами без надзора за ребенком.
6. Правильное питание : Нужно собрать как можно больше информации о том, какие продукты следует, есть, а какие исключить из рациона. Для того, чтобы смягчить влияние компьютеров и мобильных телефонов надо есть больше овощей и фруктов. В них содержится много витаминов и полезных солей минералов, которые восстанавливают повреждённые клетки головного мозга и нервной системы. Например, польза персиков видна при их употреблении в течение недели. Поедая эти полезные плоды, у Вашего ребенка появятся новые силы для учебы и занятий любимым делом. Очень важно для поддержания зрения употреблять большое количество витамина A и D. Они позволяют регенерировать пораженную структуру глазных нервов. Рекомендации для детей :
1. Продолжительность разговор по мобильному телефону не должна превышать 3-х минут. 1. В условиях неустойчивого приема мощность аппарата автоматически повышается до максимальной величины. В этом случае лучше вообще воздержаться от длительных переговоров,
2. Смягчает воздействие излучения проводная гарнитура, она слегка как бы разрывает связь «антенна - голова».
3. Носить мобильный телефон лучше в сумке, кармане верхней одежды или в руке. Не стоит носить телефон на поясе (для юношей) и на груди (у девушек). 4. Не пользоваться телефоном в транспорте, ведь при быстром передвижении мощность передатчика телефона близка к максимуму.
5. Чем дороже телефон, тем больше вероятность, того, что он имеет большую безопасность. Большая чувствительность приемника позволяет не только обеспечить более уверенную связь, но и позволяет использовать передатчик меньшей мощности на базовой станции.
Выводы.
Прогресс не стоит на месте, и нам от этого никуда не деться. Конечно, нельзя искусственно запретить распространение цифровых устройств и использование их детьми. Тем более, что иногда они просто становятся необходимостью для учебы, коммуникации и прочих жизненных моментов. Но необходимо разработать систему принципов, которая позволит свести вред от гаджетов для подрастающего поколения к минимуму. Иначе последствия их бесконтрольного использования могут оказаться непредсказуемыми. Электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их использование ребенку. Синдрому игромании подвержены особенно дети и подростки. Они ассоциируют себя с виртуальными героями и болезненно переживатьих неудачи. В мире жестоких игр очень трудно расти человеку с нормальной психикой. Поэтому родителям нужно контролировать время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения, следить за тем, к какие игры играет ребенок, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ. Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь в развитии ребенка. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Детям гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром взрослых. Наши бабушки и дедушки читали бумажные книги, слушали радио, много общались между собой за работой, на отдыхе. Они прожили долгую и счастливую жизнь. Сегодняшнее поколение очень зависит от разного рода гаджетов. Японцы, которые придумали ЭВМ, своим детям более 5 минут в день не позволяют общаться с электронными приборами. И если мы заимствовали у них электронную технику, надо и обратить внимание на воспитание детей в мире растущего влияния ЭВМ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ